Хрущевки это дома какого года

Откуда в СССР пришли «хрущёвки», и Какими они были по оригинальному (несоветскому) проекту

Хрущевки это дома какого года

  • Подписаться
  • в
  • Рассказать ВКонтакте

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в и ВКонтакте.

Нет в России человека, который не бывал бы в хрущёвках. Квартиры в таких домах известны микрокухнями, низкими потолками и тонкими стенами.

Многие думают, что что знаменитые пятиэтажки — изобретение советских архитекторов. Однако это совсем не так.

Читайте, где впервые появились подобные строения, почему провалилась идея ажурного дома, как браковали здания из-за излишеств и где был построен пластмассовый дом.

Дома, подобные хрущевкам, есть и в США. / na-zapade.ru

Типовые сборные дома появились впервые в далёком 1910 году в пригороде Нью-Йорка. При строительстве применялись крупные детали, выполненные из армированного бетона. Такие эксперименты до двадцатых годов XX века время от времени проводили в разных странах мира.

После Первой мировой войны спрос на дома, которые можно построить очень быстро, резко вырос. В двадцатых годах в Европе стали застраивать первые кварталы, полностью состоящие из простых сборных типовых домов.

В Амстердаме в 1921 году благодаря стараниям архитектора Мартина Вагнера была создана так называемая «Бетонная деревня». Этот же архитектор в 1926 году возводит подобное типовое здание в Германии. Но впереди планеты всей в этот раз была Франция, и всё благодаря архитектору Ле Корбюзье.

В 1925 году им была представлена на Международной выставке некая «жилая единица многоквартирного дома». Её можно назвать настоящий прабабушкой советской хрущёвки, правда квартирка была двухуровневая. Но такая же тесная, как и советские варианты.

Прошло более 20 лет, и только в 1947 году французы стали застраивать районы такими зданиями. Поэтому для быстрой застройки в Советском Союзе использовали опыт именно французских архитекторов и строителей.

«Ажурный дом» был слишком красив для быстрого недорогого жилья. / media.vashdosug.ru

Сборное жильё пытались возводить СССР ещё во времена Сталина. Например, можно вспомнить так называемый «ажурный дом». Он был возведен 1940 году архитекторами Буровым и Блохиным и располагался на Ленинградском проспекте в Москве. При строительстве использовали крупные бетонные блоки.

Конечно, это была не привычная сегодня хрущёвка, поскольку квартиры имели высокие потолки (3,2 метра), а фасад радовал красивыми рельефами и балконами с ажурными решетками. Что было «хрущёвского», так это очень маленькие кухни и совмещенные санузлы.

Кстати, Буров планировал, что жильцы не будут использовать кухни для приготовления пищи, а стану заказывать её в расположенном на первом этаже кафе. Но этот американский опыт не прижился. «Ажурный дом» хотели сделать типовым, однако Великая Отечественная война помешала этим планам реализоваться.

Такими могли бы быть хрущевки. Дом на Хорошевском шоссе. / ussr.totalarch.com

Эксперименты продолжались. Архитекторы старательно придумывали типовое жилье, которое можно было бы построить повсеместно. В 1950 году на Хорошевском шоссе был возведен по каркасно-панельной технологии дом, проект Посохина и Мндоянца. Это они были авторами сталинской высотки на Кудринской площади. Итак, на Хорошевском шоссе пытались создать прототип хрущёвки.

Инженером этого нереализованного проекта стал Виталий Лагутенко. При строительстве здания в первый раз были использованы панели со стыками открытого типа. Прямо на стройплощадке устанавливали специальные формы, в которых делали каркас дома. Все это должно было значительно ускорить процесс строительства.

Нельзя сказать, что дом был некрасив — для маскировки швов между панелями использовались пилястры, а пространство под окнами украшали гирлянды. Внешне это выглядело весьма привлекательно и достаточно стильно.

Собственно, внешний вид и не дал таким домам появиться во всех районах Москвы, так как в 1953 году Хрущёв выпустил строгое постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Идея о «размножении» дома провалилась.

Первая хрущёвка на улице Гримау, 16. / protatarstan.ru

Но возводить дома было надо, поскольку жилья не хватало. Группа архитектора Остермана построила различные вариации панельных домов в районе Черёмушек (сейчас это Академический район столицы). Дома имели четыре или пять этажей, крыша у некоторых покрыта черепицей, а у других шифером. Общими были только небольшие размеры и недорогое строительство.

В дальнейшим проекты были доработаны, и наступила пора тиражных серий. Самый первой настоящей хрущёвкой стал дом, сданный в 1957 году по адресу Гримау, 16, имеющий 4 этажа. Уникально-маленькие кухни (площадь 4, 7 м кв) и потолки 2, 6 метров — вот каким он был. Когда утверждалось окончательная версия, был добавлен пятый этаж.

Считалось, что на такую высоту каждый житель города может легко подняться без лифта. Во дворах было много зелени, расставлены беседки, фонтаны, вымощены дорожки. В дальнейшем такого уже не было.А Виталий Лагутенко продолжал работать над проектами панельных домов, и первым реализованным вариантом стала серия К-7. По сути, это копия французских панельных домов в пять этажей.

Такие хрущёвки и поныне стоят в Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, в Апатитах и Саратове. Это был настоящий прорыв. Дом можно было построить всего за 12 дней. Совершенно неинтересный внешне пятиэтажный домик с маленькими квартирами и тонкими стенами, зато спрос на жилье был частично удовлетворен. В 1966 году хрущёвки сменили так называемые «брежневки».

Они были чуть уютнее и комфортнее.

Пластмассовый дом в Ленинграде. / dlyakota.ru

Борьба за лучший народный дом продолжалось. Архитектор Борис Иофан предложил проект, который был даже более экономичен, чем серия К-7 без балкона от Лагутенко. Иофан предложил использовать специальный пластик повышенной прочности. Эксперимент предполагалось провести в районе Северное Измайлово. Да, все из пластика, даже полы и потолки.

Про шумоизоляцию и речь не шла.Коллеги поддержали Иофана и предложили делать такие дома одноэтажными. Итак, что же такое пластиковый дом: это общая площадь 49 м квадратных и очень большое окно для пропускания света, чтобы экономить электроэнергию. Стены дома имели толщину 14 сантиметров.

Странная постройка, зато возвести её можно было всего за 850 руб. Такой дом всё же был построен, но не в Москве, а в Ленинграде. Он не оправдал ожиданий (а, возможно, в Бразилии бы и прижился) и был снесён через два года после возведения.

В наши дни экспериментами с жильём мало кого можно удивить.

Однако находятся такие места, где уж никто бы, казалось, не стал бы строить дома – в шахте, на крыше, на башне.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/030121/48627/

Сталинки, хрущевки, брежневки

Хрущевки это дома какого года

Статья историка архитектуры, москвоведа, старшего научного сотрудника Музея Москвы посвящена советским типовым сериям многоквартирных жилых домов

Новоселы ( Е.Логвинов /Фотохроника ТАСС)

Жилищное строительство в Москве уже с первых лет советской власти было приоритетным направлением в развитии города, но финансовых, технических и материальных ресурсов не было.

Жилищный вопрос в самом начале стали решать методом уплотнения и создания коммунальных квартир. Лишь в 1920-е годы были предприняты первые попытки строительства жилых массивов с кооперативными и муниципальными домами, однако прирост городского населения обгонял эти темпы.

Генеральный план реконструкции и развития города 1935 года предусматривал комплексную застройку и реконструкцию городских кварталов. Но смена идеологии в архитектуре и архаичность в возведении жилых зданий не позволили в первые пять лет реализовать даже малую часть этого плана.

В 1938–1940-х годах были предприняты первые попытки индустриального домостроения — возведения крупноблочных домов и домов с использованием готовых элементов.

После Великой Отечественной войны в Москве в районе Новопесчаных улиц были построены кварталы с домами, в которых были использованы готовые элементы и впервые унифицированы изделия.

А первые массовые секционные серии кирпичных домов появились в кварталах Ленинского и Ломоносовского проспектов, а также 1-й и 2-й улиц Строителей (современная улица Строителей и улица Крупской).

Одновременно в Ленинграде и Москве в середине 1950-х годов начинаются первые эксперименты по индустриальному домостроению в кварталах Октябрьского поля, 1-й Хорошевской улицы. И лишь после постановления «О развитии жилищного строительства в СССР», принятого Советом Министров СССР в 1957 году, начинается массовое применение индустриального домостроения.

Проект четырехэтажного полукаркасного жилого дома в 9-м квартале Черемушек ( 9-й квартал в Новых Черемушках. – Москва : [Госстройиздат]. 1960 г.)

В качестве эксперимента создается 9-й квартал Черемушек с опытными сериями жилых домов, построенных из блоков, панелей, кирпича и кирпичных блоков. Некоторые из этих серий стали массовыми.

Однако в условиях нехватки ресурсов еще долгое время в Москве одновременно с панельными и блочными строили жилые дома со стенами из кирпича — силикатного или красного, иногда применяя для облицовки фасада желтый кирпич.

Все проекты и типы жилых зданий этого периода различались между собой, но имели во многом схожие черты. В 1957 году были выпущены новые нормативы и правила. По этим нормативам в квартире обязательными были кладовая или встроенный шкаф, спальня (6 кв.

м на одного человека, 8 кв. м на двоих), общая комната (не меньше 14 кв. м), которая могла быть проходной и вести в том числе на кухню. Жилая площадь однокомнатной квартиры составляла 16 кв. м, двухкомнатной — 22 кв. м, трехкомнатной — 30 кв.

м, четырехкомнатной — 40 кв. м.

Рассмотрим некоторые распространенные серии, которые появились в Москве на рубеже 1950–1960-х годов.

Серии СМ и II-08. 19 мая 1959 г. Дома на 1-й улице Строителей в Юго-Западном районе столицы ( Сергеев-Васильев Анатолий/Фотохроника ТАСС)

Первые массовые серии возникли на юго-западе столицы. Это серии СМ-3, СМ-6 (СМ означает Секции Моспроекта) и II-08, которые были распространены во второй половине 1950-х — начале 1960-х годов.

Дома этих серий имеют этажность от восьми до десяти этажей. Построены из красного или силикатного кирпича с железобетонными сборными перекрытиями и узнаваемы по стенам, которые облицованы желтым или силикатным кирпичом. Иногда встречается и отделка красным кирпичом, особенно в 14-м и 17-м кварталах юго-запада.

Так как эти здания возводились из кирпича и при возведении не было строгого соблюдения исходного проекта, на местах в проекты часто вносили незначительные изменения, поэтому фасады этих трех серий имеют разнообразное оформление: часто меняется конфигурация балконов, оконных проемов, а в некоторых домах вместо балконов применялись эркеры треугольной формы. Также эти серии были удобны тем, что из секций можно было формировать квартальную периметральную застройку, фактически создавая дом-квартал. Особенность внутренней планировки данных трех серий состоит в том, что межэтажные перекрытия «держатся» на внешних несущих стенах и внутренней центральной продольной несущей стене. Все продольные стены, кроме стен лестничных клеток с лифтовыми шахтами и мусоропроводами, являются ненесущими (даже между квартирами). Высота потолков — от 2,8 до 3 м. Все комнаты изолированы и соединены длинными коридорами, так как планировка в этих сериях разрабатывалась с учетом как покомнатного расселения жильцов (в этих домах были коммунальные квартиры), так и полноценного заселения одной семьи в одну квартиру. Санитарные узлы раздельные. Такие серии массово возводились на юго-западе Москвы и в других районах города. Однако с появлением более дешевых серий строительство данных домов было прекращено в 1959–1960 годах.

В середине 1950-х годов на Хамовническом Валу, в Алексеевском районе, Марьиной Роще, 14-м квартале Юго-Западного района и 11-м квартале Черемушек появляются блочные серии II-04 и II-05.

Отличаются эти две серии этажностью (восемь и пять этажей соответственно), планировкой и разной комбинацией одной номенклатуры блоков. Блоки выполнены из шлакобетона, трехслойные и толщиной в 50 см, что обеспечивает хорошую тепло- и шумоизоляцию.

В первых сериях блоки были украшены объемным рисунком, что делало эти две серии более выразительными.

Однако с началом борьбы с архитектурными излишествами фасады на новых домах уже не имели декора, часто использовалась контрастная геометрическая окраска фасадов, которая вскоре была утрачена. В результате в облике таких домов видно огромное количество невыразительно загерметизированных стыков.

Все комнаты в квартирах домов этих серий изолированные так же, как и в сериях СМ-3, СМ-6 и II-08. Санитарные узлы раздельные. Высота потолков — 2,95 м. В восьмиэтажных сериях везде присутствуют лифтовые шахты и мусоропроводы, но в пятиэтажных они есть не везде.

Следующие серии стали создаваться в период борьбы с архитектурными излишествами и имеют уже более экономичные параметры. Одной из таких серий стали кирпичные пятиэтажные дома серии II-14 — распространенной в Москве и во многих городах ближнего Подмосковья.

В Москве кирпичные дома серии II-14 строились абсолютно во всех районах, где в конце 1950-х — начале 1960-х годов велось жилищное строительство. Квартальная застройка, как правило, не осуществлялась: в каждом микрорайоне можно встретить не более двух-трех домов данной серии.

Внешний облик этих зданий разный из-за вида кирпича и кладки. Высота потолков 2,5–2,6 м в зависимости от кладки кирпича. Комнаты в большинстве случаев изолированные, так как частично осуществлялось покомнатное заселение, но встречаются и варианты со смежными комнатами. Санитарные узлы раздельные.

Часто заселялись и цокольные этажи, которые впоследствии стали нежилыми. Лифты и мусоропроводы в этой серии отсутствуют.

В это же время появляется и массовая кирпичная серия I-511, которая также имеет пять этажей и отличается разнообразием внешнего облика. Высота потолков в ранних домах колебалась от 2,60 до 2,72 м. С 1960-х годов — 2,48 м. В ранних домах все санитарные узлы были совмещенными, а с 1960-х годов — только в однокомнатных квартирах.

Крупноблочная 8-этажная серия II-18-01/08 в Новых Черемушках. Ресторан «Черемушки» и жилые дома на проспекте Нахимова у метро «Профсоюзная». 25 июля 1964 г. ( Лев Портер/ТАСС)

Для создания высотных акцентов в районах массовой застройки стали применять крупноблочные серии II-18-01/08, II-18-01/09 и II-18-01/12. Последняя цифра означает количество этажей. В 1960-х годах на замену серий II-18-01/08, II-18-01/09 пришла серия II-18-01/12. Эти серии самые массовые в Москве.

Присутствуют массово не только в районах застройки 1950–1960-х годов, но и в границах ЦАО. Обе эти серии односекционные, обладают узнаваемым обликом, неотделанными стыками блоков и выкрашенными часто в белый или бежевый цвет фасадами.

Правда, многие здания этих серий в 2000-е годы приобрели вентилируемые фасады и теплоизоляцию.

Серия II-18-01/09 ( Строительство и архитектура Москвы. 1963 г.)

В сериях II-18-01/08, II-18-01/09 присутствует интересная особенность расположения лифтовой шахты, которая имеет освещение через оконные проемы со стеклоблоками. Сами лифтовые двери расположены на межэтажных площадках, что, по мнению разработчиков этой серии, давало экономию на лифтовых проемах, но в наше время создает сложности при использовании детских и инвалидных колясок.

В блочных домах серии II-18-01/08 и II-18-01/09 во всех двухкомнатных квартирах комнаты смежные. Высота потолков — 2,50 м. Наружные стены — шлакобетонные блоки толщиной 40 см. Внутренние межквартирные — гипсошлакобетонные панели толщиной 20 см. Встречаются и кирпичные варианты данной серии.

В 1996-2000-х годах серии II-18-01/08 и II-18-01/09 планировалось включить в программу второй очереди сноса, но с 2006 года данные серии были исключены из этой программы и началась реконструкция домов, которая продолжилась в ЦАО с 2017 года.

У данной серии есть существенные недостатки — промерзание торцевых углов в первых домах данной серии, а также неравномерная осадка различных частей дома (так как фундаменты главных фасадов и остальных стен раздельные). Санитарные узлы везде совмещенные и с сидячими ваннами.

Серия II-18-01/12. Жилые дома в районе Зюзино.16 августа 1967 г.  ( Виктор Кошевой/ТАСС)

Серия II-18-01/12 стала модификацией серий II-18-01/08 и II-18-01/09. В данной серии было уже два лифта возле квартирных холлов. Также появились раздельные санитарные узлы со стандартными ваннами, улучшена планировка квартир.

В 1957–1960-х годах возводятся пятиэтажные полукаркасные (неполный каркас и навесные панели) серии К-7 и 1605-АМ/5. Их облик узнаваем по облицовке панелей бело-серой и красной плиткой (иногда бежево-оранжевой). Редко — без отделки. Высота потолков — 2,48–2,55 м.

В однокомнатных квартирах — совмещенные или раздельные санузлы, в двух- и трехкомнатных квартирах — раздельные. Лифт и мусоропровод отсутствуют. Наружные стены — навесные железобетонные панели толщиной 300 мм, утеплены пенокералитом.

Внутренние несущие стены — железобетонные балки-стенки, заполненные часторебристыми железобетонными или газобетонными панелями. Все это отразилось на состоянии этих серий в последующие десятилетия, а также на низкой шумоизоляции.

Серия К-7 была признана сносимой еще в 1990-х годах и почти полностью ликвидирована в Москве. Дома серии 1605-АМ/5 также активно сносятся в городе. Их можно узнать по балконам на квадратных в сечениях колоннах или полулоджиям.

В некоторых районах Москвы можно встретить и общесоюзную серию I-335 — самую массовую пятиэтажную серию в СССР. Если все вышеперечисленные серии редко выходили за границы Москвы, то I-335 была распространена по всей стране. Для этой серии характерны удлиненные окна лестничных клеток и уменьшенные по сравнению с московскими сериями окна жилых помещений.

Серия КПД-4570. Архитектор Е. Асс ( Строительство и архитектура Москвы. 1963 г.)

Серия КПД-4570. Архитектор Е.Асс ( Строительство и архитектура Москвы. 1963 г.)

К схожему типу можно отнести и еще одну общесоюзную серию, которая также была распространена в Москве — КПД-4570.

Панельная пятиэтажная серия строилась в течение большого промежутка времени — с 1957 по 1990-е годы (в последнее время уже в модифицированном виде), получив общесоюзное распространение и популярность.

За пределами Москвы данная серия в основном строилась в военных городках (на территории бывшего СССР и в Восточной Европе). Вне Москвы такие дома обладают характерными особенностями — облицовкой панелей голубой плиткой и деревянными импостами с узкими форточками в оконных проемах.

В Москве облицовка плиткой отсутствует, яркой особенностью на фасадах является специальное выделение мест стыков, которое выкрашивалось контрастными оттенками. Высота потолков — 2,5 м. Площадь кухни в данной серии одна из самых маленьких — 5 кв. м. Лифта и мусоропровода не предусмотрено.

Для Москвы же массовой в 1960-х годов стала серия I-515/5М, один из первых проектов (наряду с K-7) полукаркасной схемы (неполный каркас и навесные панели). Несущие стены — продольные (на что указывает I в названии серии). Высота потолков — 2,48 м.

Часто центральная комната в двух и трехкомнатной квартирах проходная. Санузел почти во всех сериях совмещенный, даже в двушках и трешках. Лифт и мусоропровод отсутствуют.

Особенностью этой серии является то, что батареи отопления шириной около 80 см спрятаны в межкомнатные перегородки (со стороны окон).

Серия 1МГ-600 ( Жилищное индустриальное домостроение Москвы, источник Г. П. Павлов. Десятый экспериментальный. — Москва, 1962)

Все эти серии индустриального домостроения имели очень жесткую структуру, облик панельных и крупноблочных домов был однотипным. В 1960-х годах появился сборный железобетонный каркас с навесными панелями.

Такие изделия были применены при строительстве административных и жилых зданий на Новом Арбате, а также при возведении зданий для НИИ. Это позволяло в условиях ограниченной номенклатуры изделий вносить разнообразие в облик и композицию фасадов.

Решено было использовать данные изделия и для жилищного строительства — особенно для создания домов по индивидуальным проектам или малотиражных серий.

16-этажный одноподъездный панельный жилой дом серии 1МГ-601 Д. Вид на Новые Черемушки из строящегося жилого здания на улице Телевидения. 13 июня 1969 г. ( Наум Грановский/ТАСС)

Но одна из серий стала массовой — 1МГ-600 и 1МГ-601 с различными буквенными индексами. Здания таких серий — панельно-каркасные дома, при этом каркас состоит из обыкновенных железобетонных элементов, а наружные стены — из керамзитобетонных блоков, облицованных плиткой.

В сериях применена особая конструкция несущих стен: они идут с шагом в 6 м колонны (40 на 40 см) с шагом 4,5 м, что обеспечивало бо́льшую жилую площадь. Однако при такой каркасной структуре дома колонны выпирают из углов и «съедают» их.

Недостатки многих вариаций этих серий — отсутствие балконов и лоджий, а также пары смежных комнат в некоторых трех- и четырехкомнатных квартирах.

В 1964–1968 годах началось строительство 10-го квартала Черемушек, в котором уже были спроектированы новые серии зданий. Одновременно мастерская архитектора З. Розенфельда выполнила и реализовала проект нового дома из вибропрокатных изделий. Все эти серии домов начнут новую эпоху индустриального домостроения второй половины 1960-х — конца 1970-х годов.

Изобретение повседневности: как хрущевки изменили жизнь и привычки людей

Источник: https://realty.rbc.ru/news/5f9fb5ac9a79473560fca6ab

Хрущевки — это кошмар и ужас. Их нужно сносить. Или нет? — Meduza

Хрущевки это дома какого года

21 февраля стало известно, что мэрия Москвы намерена снести все пятиэтажки в столице и построить на их месте новое жилье.

Многие из этих пятиэтажек (но не все) — так называемые хрущевки, дома, построенные в 1960-х по типовым проектам, благодаря которым у миллионов советских людей появилось частное пространство.

По просьбе «Медузы» журналист Юрий Болотов, который ведет телеграм-канал об архитектуре, рассказывает, в чем был исходный смысл хрущевок, как их строили, есть ли у них зарубежные аналоги — и действительно ли от них происходят все беды московской городской среды.

Откуда взялись хрущевки?

Главный парадокс первых советских серий панельных домов заключается в том, что на самом деле это вовсе не хрущевки, а самые настоящие сталинки.

После завершения Второй мировой войны Советский Союз столкнулся с чудовищным жилищным кризисом.

Строительство домов отставало от развития промышленности еще в 1930-е, а после войны, во время которой было уничтожено до трети всего жилья в стране, ситуация стала патовой.

Роскошные сталинские дома были жильем сугубо элитарным, и к 1950 году больше половины жителей пятимиллионной Москвы обитали в коммуналках и бараках. В этих условиях надежды возлагались на сборное жилье, куда более дешевое и быстрое в строительстве.

Еще в 1940 году на Ленинградском проспекте появился «Ажурный дом» архитектора Андрея Бурова, собранный, несмотря на свой эффектный вид, из типовых элементов.

После войны эксперименты продолжились: в конце 1940-х годов на Хорошевском шоссе и Соколе были построены жилые дома с металлическим каркасом, внешне неотличимые от других сталинок.

Над проектами работал инженер Виталий Лагутенко (дед солиста группы «Мумий тролль» Ильи Лагутенко).

Массовое внедрение сборного жилья началось с приходом к власти Никиты Хрущева: в 1954 году он потребовал от архитекторов форсировать решение жилищного кризиса с помощью простых и дешевых сборных домов, объединенных в микрорайоны (идею строить индивидуальные дома на манер западных стран отмели из идеологических соображений). Новое жилье должно было стать не архитектурным произведением, а промышленным изделием.

Первым и самым известным проектом, созданным в рамках этой программы, оказался 9-й экспериментальный квартал Новых Черемушек — в нем группа молодых архитекторов под руководством Натана Остермана пыталась применить лучшие решения из зарубежных проектов социального жилья. В микрорайоне с четырехэтажными домами появились большие и тихие дворы с фонтанами и озеленением, школа, детский сад и ясли, магазины и кинотеатр; квартиры жильцам предоставлялись вместе со встроенной мебелью.

9-й квартал произвел большой пропагандистский эффект и имел успех на международных выставках, но вскоре оказалось, что такое жилье стоит не так уж дешево. В массовое строительство пойдет куда более простая серия «К-7», разработанная все тем же Виталием Лагутенко.

Что хорошего было в хрущевках? А что плохого?

Главные проблемы первых хрущевок прямо вытекают из необходимости строить жилье как можно быстрее и дешевле. Балконы и подвалы — это лишние расходы, поэтому в серии «К-7» их убрали.

Отказ от лифтов позволял сэкономить 8% бюджета, и от них отказались тоже — при этом высота здания выросла до пяти этажей.

Потолки снизили с 270 до 250 сантиметров (хотя это все равно больше 226 сантиметров в  Ле Корбюзье).

Предельное упрощение конструкции позволяло монтировать пятиэтажку из панелей всего за 15 дней (некоторые бригады успевали и за неделю), еще месяц уходил на внутреннюю отделку.

Хрущевки неизбежно стали жертвами традиционно плохого качества советских материалов и строительства: жильцы страдали от слабой шумо- и теплоизоляции, и эти проблемы частично исправили лишь к концу десятилетнего производственного цикла серии.

Размер и планировка советских квартир проектировались архитекторами из расчета, что жить в каждой из них будет одна семья. На одного жильца отводилась площадь в 8 квадратных метров; ограничение предопределило отсутствие излишеств — архитекторы предполагали, что одна и та же комната может днем использоваться для обеда и работы, а ночью для сна.

Однако благодаря этим же ограничениям в жизни горожанина появилось само понятие личного пространства.

Переехав в новую квартиру из деревни, барака или все той же коммуналки, он наконец-то мог жить, как хочет, без постоянного внимания со стороны соседей.

Например, приглашать к себе друзей и с ними обсуждать что угодно — из этой возможности родилась неофициальная публичная сфера жизни советского человека.

Несмотря на все недостатки, простое и неряшливо построенное хрущевское жилье решило жилищный кризис в СССР. К концу правления Хрущева в новые квартиры переехали 54 миллиона человек, а еще спустя пятилетку это число увеличилось до 127 миллионов. Союз пережил масштабную урбанизацию, и в 1961 году городское население страны наконец-то превысило сельское. 

Создание массового жилья незаметно произвело социальную революцию, которая стала одним из главных следствий хрущевской оттепели.

Оно гуманизировало отношения государства и гражданина, который работал уже не из страха репрессий, а из желания получить квартиру.

И оно же предопределило растущий разрыв между официальным и повседневным: живущий в лишенном строгих иерархий микрорайоне человек формировал собственную среду, которая была труднодоступна для жесткого идеологического контроля.

Все панельные дома — одинаковые?

Хотя привычные для любого россиянина спальные районы сплошь состоят из панельных многоэтажек, век собственно хрущевок оказался недолгим: от пятиэтажек в Москве отказались уже в конце 1960-х, начав экспериментировать со зданиями в 12, 17 и 25 этажей. Самая популярная московская серия домов — не хрущевка, а позднесоветская 17-этажка «П-44», которую возводили, начиная с 1978 года.

В СССР спроектировали десятки разных серий сборных домов: в них постепенно появились и мусоропровод, и лифты, увеличилась высота потолков и размеры квартир, улучшились планировки, а к концу 1970-х появилось и визуальное разнообразие, — например, ни одно здание московской серии «КМС-101» не похоже на другие. При этом неизменным осталось низкое качество строительства — добавьте к нему неважную эксплуатацию домов в течение десятилетий, и вы получите привычный неказистый вид российской городской среды.

Безликое массовое домостроение было следствием слабости и забюрократизированности советской плановой экономики, но даже в условиях жестких ограничений архитекторы создавали хорошие модернистские дома — правда, зачастую эти эксперименты заканчивались благородным поражением перед лицом советского стройкомплекса. Например, так и не были завершены экспериментальный квартал «Лебедь» на Ленинградском шоссе (архитектор — Андрей Меерсон) или микрорайон «Северное Чертаново» Михаила Посохина, который Федор Бондарчук снимал в фильме «Притяжение», а рэпер Хаски — в своем последнем клипе.

Польский архитектор Куба Снопек в своей книге «Беляево навсегда» описал забавный случай. В 2008 году московские краеведы выступили с инициативой внести 9-й квартал Новых Черемушек в список объектов культурного наследия Москвы.

В качестве причины его сохранения была указана уникальность: квартал послужил моделью для всех прочих микрорайонов страны.

По иронии судьбы, заявка краеведов была отклонена на том основании, что все строения в квартале являются серийными и никакой уникальностью не обладают.

Спальные районы — типично советский феномен?

Панельные многоэтажки — визитная карточка бывших социалистических стран, но на самом деле массовое строительство микрорайонов в принципе характерно для Европы 1960-х — 1970-х годов: весь континент переживал послевоенный жилищный кризис.

Например, пока в восточном Берлине из панельных зданий строили спальный район Марцан, за стеной возводили точно такие же Мэркишес Фиртель и Гропиусштадт.

А без шведской «миллионной программы» строительства социального жилья не было бы бума IKEA, которая продавала компактную мебель для небольших квартир в новостройках.

Однако самый известный и негативный пример зарубежных микрорайонов — французские «большие ансамбли» в Париже, Марселе и других крупных городах.

Первым французским спальным районам не хватало социальной инфраструктуры, к тому же они были слишком удалены от центра.

Все это в совокупности с деиндустриализацией пригородов Парижа и притоком мигрантов привело к социальному кризису в 1980-е годы: многие «большие ансамбли» превратились в бедные этнические гетто.

Если в 1960-е годы Жан-Люк Годар снимал многоэтажки в Ла-Курнёв в своем фильме «Две или три вещи, которые я знаю о ней» как символ современного Парижа, то всего 20 лет спустя их стали взрывать, признав градостроительной ошибкой.

После массовых беспорядков в парижских пригородах 2005 года местные власти занимаются развитием транспорта на окраинах и реконструкцией «больших ансамблей», но из-за высокой безработицы проблема микрорайонов так и остается нерешенной.

Тем не менее, эти районы все равно выглядят куда благополучнее советских — и даже посвященный им боевик «13 район» снимали не в Париже, где происходит действие, а в Бухаресте.

Правда ли, что хрущевки строили на 25 лет, а после этого в них жить нельзя?

В середине 1950-х хрущевки рассматривались как временное жилье, которое позволит советским людям построить коммунизм к 1980 году: предполагалось, что уже при коммунизме советские граждане смогут позволить себе квартиры совсем другого качества. Из-за этого распространено заблуждение, что хрущевки собирались сносить уже через 25 лет — на самом деле, в случае нормальной эксплуатации и своевременного капитального ремонта такие дома могут простоять и больше века.

Программа реновации московских пятиэтажек началась еще в 1999 году.

Хотя в бывших странах Восточного блока панельные здания зачастую надстраивают и модернизируют, московские власти объявили такой подход нерентабельным и выступили с радикальным решением: согласно плану, в столице просто собирались снести все 1722 хрущевки первых серий, а на их месте построить современное жилье (при этом износ отдельных зданий не учитывался).

Спустя 17 лет в радикальном жесте мэра Москвы Юрия Лужкова читается не столько внимание к проблемам горожан, сколько политические амбиции и забота о московском строительном бизнесе. В результате же программы реновации на месте бывших зеленых микрорайонов появилась не современная городская среда, а просто высотки с парковками.

проблема московской городской среды — не в старых пятиэтажных хрущевках, а в новых 25-этажных путинках: хотя СССР развалился, его строительная отрасль живее всех живых и продолжает воспроизводить устаревшие решения ради получения прибыли.

Несмотря на недостатки, советские микрорайоны создавались в первую очередь как гуманная среда (подробнее об этом писал для «Медузы» Максим Трудолюбов:); cовременные российские спальные районы с их высокой плотностью и тысячами малогабаритных квартир — бомба замедленного действия.

Источник: https://meduza.io/feature/2017/02/23/hruschevki-eto-koshmar-i-uzhas-ih-nuzhno-snosit-ili-net

Хрущевки 24. Они были первыми..1957-1962

Хрущевки это дома какого года

1957-1962: Первая порция серий

Серия I- 515 (5-эт. панель, 9-эт. -в 70-х гг.)

Многосекционный, панельный жилой дом с рядовыми и торцевыми секциями.В доме 1, 2, 3 комнатные квартиры.Высота потолков 2,48 м.Наружные стены керамзитобетонные панели-блоки толщиной 400 мм.Внутренние – бетонные панели толщ. 270 мм.

Перегородки гипсобетонные панели толщиной 80 мм.Перекрытия железобетонные многопустотные панели толщиной 220 мм.Имела продолжение как массовая 9-ти этажная серияи экспериментально – 12 -ти этажная.Как правило сравнительно неплохо сохранились.

Реконструируемая серия

***

Серия II-32 (5-эт. панель)

II-32 — серия панельных пятиэтажных многосекционных жилых домов,одна из первых серий индустриального домостроения, основа некоторых районовмассовой жилой застройки 60-х годов.Отличительная особенность:

балконы опираются на подпорки, идущие от фундамента до последнего этажа.

В домах отсутствуют лифты, но обычно присутствуют мусоропроводы.Отопление, холодное и горячее водоснабжение — централизованные.В домах предусмотрены 1, 2 и 3-х комнатные квартиры с раздельными и совмещёнными санузлами,по три квартиры на этаже.Высота потолка — 2,60 м.

Наружные стены фасадов сделаны из виброкирпичных панелей толщиной 320 ммс утеплением из крупнопористого керамзитобетона.Внутренние стены — виброкирпичные панели в один кирпич.

Расчеты показывали, что несущие свойства виброкирпичных панелей в два раза выше,чем у обычной стены из кирпича, однако за счет меньшей толщины и большегозаполнения раствором пустот многие положительные свойстватерялись.

Перекрытия и внешние торцевые стены — железобетонные панели.

Существует также версия домов серии II-32 с малогабаритными квартирами.Несколько таких домов можно найти на Зеленоградской ул. в Москве.В этом случае балконов нет, торцы глухие, состоящие из 4-х панелей ,а в подъезде может быть по 8-10 квартир на этаже.

Часть фасадных панелей имеет по два узких вертикальных окошка – это окошки кухоньодновременно двух соседних квартир.

После окончания производства панелей для серии II-32 было построено ещенесколько десятков домов с малогабаритными квартирами,

но уже с чисто кирпичными стенами.

Сносимая серия. Интересна сравнительно большой высотой этажа.Как правило довольно значительно изношены, особенно пострадали Узлы,опоры балконов и кровля.

II-35 (5-эт. панель)

(По ссылке подробно)

Сносимая серия. В силу компактности застройки, последние остатки кварталов добиваютвозле Текстильщиков.Проблемы те-же что и у 335 ниже но тк К7 локальная московская
серия с нею уже практически разобрались.

Серия К-7(5-эт. панель, неполный каркас)

Самая массовая и наиболее неудачнач по долговечности серия.Практически снесена. Остались единичные экземпляры. По ссылке в заголовке – больше.

Серия I-335 (5-эт. панель, неполный каркас)

Наиболее часто встречающаяся по всему бывшему СССР серия панельных 5-этажных жилых домов.В виде отдельных вкраплений встречаются даже и в Москве. Первый дом этой серии был построен вЧереповце. Наибольшее количество домов этой серии можно встретить в Санкт-Петербурге-Ленинграде. Там их выпускал Полюстровский ДСК.

Серия была признана самой неудачной из всехсерий жилых домов, разработанных при Хрущёве. При этом, как это ни странно, они не попали в списокдомов, сносимых в Москве в первую очередь.

Дома этой серии возводились с 1958 года по 1966 год,после чего перешли к строительству модернизированных серий 1-335А, 1-335АК, 1-335К и 1-335Д,которые производились вплоть до конца 1980-х гг.Родственница К7 по конструктивному решению. Имеет схожие проблемы.

“О сновную сложность реконструкционных работ панельного жильямассовых серий составятполукаркасные сооружения с наружными несущими стенами ивнутренним рядом колонн,т.е. базовая серия I-335, широко использовавшаясявплоть до 1966 г.”
В москве представлена в единственном экземпляре 5-й ул. Соколиной горы

Внешнее отличие серии 1-335 от других серий в Москве — широкие окна(двухстворчатые окна выглядят квадратными), железная 4-х-скатная крышаи удлинённые окна почти во всю высоту панели на лестничных клетках.

Торцевые стены состоят из 4-х панелей с окнами на крайних.Обычно в одном из торцов дома имеется внешняя пожарная лестница.

В другой модификации, в том числе которую строилПолюстровский ДСК (она встречается и в Московской области)

может быть плоская крыша вообще без чердака. На площадке по 4 квартиры.

Квартиры 1-2-3-комнатные, высота потолков — 2,55 м. Центральная комната проходная.
Санузел совмещённый. Водо,-и,-теплоснабжение централизованное.
– пространственная жесткость и устойчивость каркасно-панельных зданийобеспечивается с помощью совместной работы панелей перекрытий, колонни диафрагм жесткости в виде сборных железо­бетонных стенок,соединенных между собой и с колоннами металлическимисвязями на сварке или болтах;

Жилые дома полукаркасного типа серии I-335 практически повсеместнонаходятся нынче в предаварийном состоянии с почти исчерпанной надежностьюконструктивной схемы, поэтому, прежде всего, нуждаются в усилениии повышении жесткости системы несущих конструкций всего здания в целом.

Серия I-464 (5-эт. панель)

Начало строительства 464 серии домов началось в 1960 году.Однако, большого распостранения эти дома не получили,К тому же 464 серия имела малый шаг поперечных несущихстен 2,6-3,2 м.

Дом 464-серии представлял собой 3-хсекционный пятиэтажный дом.

Секция состоит из 4-х квартирна этаже: одной 1-комнатной, одной двухкомнатной(со смежными комнатами) и двух 3-х комнатных(со смежно-раздельными комнатами) квартир.

Основные характеристики 464-серии:

Толщина несущих стен: 0,35 мМатериал несущих стен: бетон с покрытием керамической плиткойПерекрытия: железобетонные, плоские на комнату.(см прилаг. чертежи)

Площадь кухни: 5-6 м2

Основные недостатки: ухудшенные планировки,маленькие кухни, тонкие несущие внешние стены, тонкие перекрытия,

моральное и физическое старение зданий серии.

I-447 (5-эт. кирпично-блочный)

(Подробности о серии смотри по ссылке.)

Тип дома – кирпичныйЭтажность – 3-5Высота жилых помещений – 248 смКвартиры – 1,2,3,4 комнатныеПроизводитель – местные стройматериалыГоды строительства – 1958-1970е гг.Города распространения – СССР (общесоюзная серия)Известно, что номер максимальной модификации не менее 54.Разработчик: Гипрогор, 1958 г.Архитекторы: Дюбек Л., Белоконь А., Звездина Т., Ефимова В.Инженеры: Розенберг Я., Дидина М., Шапиро Б., Сухова А.Остальное по ссылке в заголовке. Реконструируемая серия.

Источник: https://astlena.livejournal.com/563961.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.